Архитектура и дизайн

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на НерлиЦерковь построена у впадения Нерли в Клязьму Церковь Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, верхушка творчества владимирских мастеров эры расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее именуют “белоснежной лебедью” российской архитектуры, кросоткой, ассоциируют с женой. И даже не надо и говорить о том, что это малюсенькое, роскошное здание выстроено на маленьком холмике, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время вешнего разлива вода подходилда к самым стенкам церкви, тогда и над аква гладью сиротливо возвышался сверкающий белизной легкий одноглавый храм, как будто свеча, возрастающий над широтами заливных лугов во всей собственной ясности и красе.Во всей российской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, возможно, нет монумента наиболее лирического.Этот умопомрачительно гармонический белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, именуют поэмой, запечатленной в камне.Предание ведает, что князь Андрей Боголюбский выстроил храм Покрова на Нерли опосля кончины собственного возлюбленного отпрыска Изяслава – в память о нем. Возможно, потому светлой грустью веет от данной для нас уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.Храм был посвящен новенькому на Руси праздничку – Покрова Богородицы. Этот праздничек был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать о особенном покровительстве Богородицы Владимирской земле. Основной храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери – в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и остальных княжеских столиц.”Белоснежная лебедь” российской архитектурыЦерковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и умер юный князь Изяслав. В память о этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По неким известиям, белоснежный камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.Во времена князя Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в денек 1 октября – “Влахернское волшебство”. Тогда же во Владимире учреждается праздничек Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). И действительно, в Византии на сей день приходилось празднование Животворящего креста. Все эти празднования – “Влахернского чуда”, Спаса и Богородицы, Животворящего креста – соединяет воединыжды мысль божественного покровительства, которая с течением времени оформилась в особенный праздничек Покрова Богородицы.Аркатурный пояс украшает стенки храмаКонструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост – это обыденный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви смогли воплотить в ней совсем новейший художественный образ. От наиболее ранешних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли различается утонченностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Тут нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. При помощи успешно избранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, сделать воспоминание невесомости, устремленность в высь.Полукружиям закомар вторят окончания роскошно вытянутых оконМесто для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Потому что тут каждую весну расплескивалось обширное половодье, специально под храм было сооружено высочайшее основание – искусственный бугор из глины и булыжного камня, в каком были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот бугор был облицован белокаменными плитами. Когда в весеннюю пору разливается Нерль, церковь остается на маленьком островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенкам.Полуцилиндры апсидыВертикальное устремление равномерно и неприметно перебегает в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят окончания роскошно вытянутых окон. И, в конце концов, церковь венчает полукружие главы, которая ранее была шлемовидной, а на данный момент припоминает луковку. В 1954 – 1955 гг. при археологических изысканиях были обнаружены фундаменты неведомого предназначения. Вероятнее всего, это – основание несохранившейся арочной галереи, которая огибала церковь с 3-х сторон на расстоянии 2-ух с половиной метров от стенок. Внутреннее убранство – фрески не сохранились, были сбиты при “поновлении” храма в 1877 году.Фрески храма не сохранилисьЦерковь невелика и умопомрачительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так очень выступающие в постройках Юрия Долгорукого, тут как будто утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную

Возможно Вас также заинтересует:

АПСИ́ДА АПСИ́ДА (абсида) (от греч. hapsis – свод), в христианских храмах обычно полукруглый или гранёный в плане выступ, перекрытый полусводом (конхой), расположенный с восточной стороны здания, где находится алтарь.                Апсиды церкви Покрова Богородицы на Нерли близ г. Владимира. 1165 г.     ...

ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖÉННОГО ХРАМ ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖÉННОГО ХРАМ (храм Покрова Богородицы что на Рву), выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построен в 155561 гг. архитекторами Бармой и Постником. Принятое в народе название возникло после погребения под одним из приделов храма чтимого московского святого (1588). Возведён на месте деревянного Троицкого собора вблизи стен Московского Кремля. Создавался как обетный...

НАРЫ́ШКИНСКОЕ БАРÓККО НАРЫ́ШКИНСКОЕ БАРÓККО (московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 169093; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698-1704, и Спаса в селе Уборы, 169497; обе – архитектор Я....

Стр: 1 2

Поделись своим мнением

Отправь комментарий

Подписаться на комментарии без отправки сообщения

© 2010 Creative Cube. Все права защищены.

По всем вопросам обращайтесь по адресу info@creativecube.ru