Архитектура и дизайн

Церковь Троицы в “Никитинках”

Церковь Троицы в “Никитинках”Дата сотворения: 1634 г. – 1651 г.Местопребывание: МоскваМатериал, техника: кирпич, белоснежный камень, полихромная керамикаПостроена в 1628-1651 гг. по заказу негоцианта Григория Никитникова на месте спаленной в 1626 г. церкви Никиты Страдальца “на Глинищах” (уцелевшая при пожаре местная икона “Никита Вояка с житием” 1579 г.была перенесена Г. Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите Страдальцу). Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904 г. в подклете центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь время от времени называли церковью Грузинской Богоматери.Церковь Троицы “в Никитниках” обычный монумент 2-ой четверти XVII в. Это бесстолпный, пятикупольный храм на высочайшем подклете (центральная глава световая). По традиции с северо-востока и юго-востока к основному четверику примыкают два придела (существенно больший северный имеет трапезную, как и основной храм). Шатровая колокольня (в связи с размерами участка и местоположением церкви относительно улицы, куда она выходит южным фасадом) отнесена в северо-западный угол и соединена с трапезными скрытой галереей-папертью. Все эти части храма образуют чрезвычайно живописную асимметричную группу, напоминающую хоромы древнерусского древесного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (в первый раз в храмовом зодчестве), так полюбившимся в XVII в., что такие “хоромные” крыльца стали пристраивать и к наиболее старым памятникам. Близость форм декора крыльца, скрытой галереи, наличников 2-ух основных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца принуждают полагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены сразу. Завершенная в 1634 г. церковь, находившаяся при усадьбе Г. Никитникова, по-видимому, имела вход со стороны двора (входной западный портал всходит к северному порталу Благовещенского собора Кремля , но без его декора, и, возможно, был отделан до внутренних порталов северного и южного приделов, увенчанных пышноватой белокаменной резьбой, по другому тяжело разъяснить его умеренные формы). Южный придел, который был родовой усыпальницей Никитниковых, сообщался лишь с храмом и также не имел входа со стороны улицы, хотя и выходил на нее своими фасадами. В предстоящем церковь была “выведена” на улицу тогда, нужно мыслить, и были сооружены шатровое крыльцо, галерея, может быть, трапезная северного придела и усилена пышность декора южного, ставшего сейчас основным фасада за счет 2-ух трудно скомпонованных резных наличников. Вышло это уже опосля 1636 г., другими словами опосля постройки Теремного дворца, знакомство с формами которого обнаруживают все эти нововведения. К 1652 г. переделки должны были быть завершены, потому что в этом году уже приступили к росписи стенок (не считая того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сентября 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса, как следует, сама церковь к этому времени уже была вполне отстроена). Богатое декоративное убранство фасадов церкви, приделов и колокольни представляет соединение старенькых и новейших форм: ярусы кокошников уживаются с развитым антаблементом и сдвоенными полуколонками, выделяющими поэтажное членение; в очень различных обрамлениях окон сосуществуют классические формы полуколонок с кокошниками, фронтончатые наличники и “хоромные” наличники с пышноватым растительным орнаментом; в белокаменный декор вводятся цветные изразцы. Отлично сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как подразумевают, ее создателями были те же мастера Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, которые в предстоящем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 гг.). Они принадлежали к числу наилучших королевских изографов XVII в., были соединены с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора). Росписи обнаруживают знакомство их создателей с гравюрами Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1650 г. Возможно и то, что стенопись церкви Троицы “в Никитниках”, разноцветная, вольная от канонов, насыщенная бытовыми деталями, стала прототипом для росписей церквей 2-ой половины XVII – начала XVIII в. ряда городов Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды. Особенного внимания заслуживает роспись придела Иоанна Богослова на тему Апокалипсиса, отличающаяся бурной динамикой, страстной патетикой и драматизмом. Посреди икон местного ряда необходимо подчеркнуть образ “Богоматери Владимирской” (“Древо страны Столичного”) С. Ушакова и “Благовещение с акафистом” (1659) письма Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева.”

Возможно Вас также заинтересует:

Храм Василия Блаженного Храм Василия БлаженногоСобор Покрова на РвуДата сотворения: 1555 г. – 1561 г.Создатель: Барма, ПостникМатериал, техника: кирпич, белоснежный камень, полихромная керамикаВозведен в 1555-1561 гг. на Красноватой площади у каменной Троицкой церкви “на рву” 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г.и...

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на НерлиЦерковь построена у впадения Нерли в Клязьму Церковь Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, верхушка творчества владимирских мастеров эры расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее именуют “белоснежной лебедью” российской архитектуры, кросоткой, ассоциируют с женой. И даже не надо и говорить о том, что это малюсенькое, роскошное здание выстроено...

Благовещенский собор. Благовещенский собор.Дата сотворения: 1484 г.Юго-западный угол Соборной площади замыкает красочный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Маленький, но вкупе с тем величавый и монументальный, он вроде бы вписывается в стройную, неширокую пирамиду с верхушкой, сверкающей золотом куполов.Ежели Успенский собор являлся основным храмом княжества, а позже страны, храмом, где в праздничной обстановке...

Поделись своим мнением

Отправь комментарий

Подписаться на комментарии без отправки сообщения

© 2010 Creative Cube. Все права защищены.

По всем вопросам обращайтесь по адресу info@creativecube.ru