Архитектура и дизайн

Храм Василия Блаженного

Храм Василия БлаженногоСобор Покрова на РвуДата сотворения: 1555 г. – 1561 г.Создатель: Барма, ПостникМатериал, техника: кирпич, белоснежный камень, полихромная керамикаВозведен в 1555-1561 гг. на Красноватой площади у каменной Троицкой церкви “на рву” 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г.и во славу павших при данной битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав новейшего храма). У его стенок похоронен пользующийся популярностью в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, наиболее употребительное, чем его основное заглавие.Сначало строителям было предложено сконструировать храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в деньки главных шагов завоевания Казани. Так, 30 августа, в денек 3-х патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большенный отряд монгольской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в денек памяти Григория Армянского (северо-западный придел) вышло взятие Арской башни и крепостной стенки городка; 1 октября, в денек Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в денек Киприана и Устиньи, северный придел российские совсем обуяли Казанью и т.д.), также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как считают, к примеру, некие исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому соединено с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед гибелью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа – входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с праздничным вступлением российского войска в Москву опосля казанского похода под предводительством Ивана IV. Мемориальный нрав Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и наряженной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся вроде бы синтезом строительных форм этого типа сооружений, и сначала таковых его наилучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании – высочайшем подклете поставлены девять самостоятельных спостроек, соединенных меж собой переходами: восемь украшенных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высшую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы размещены по углам 2-ух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду). Сначало вся эта красочная группа спостроек была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690х гг. над ней, как и над открытыми внешними лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в скрытые галереи, а над крыльцами поставили шатры). Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.); главки были и у основания подкупольного барабана западного придела. Поначалу купола храма были, видимо, шлемовидными, но достаточно скоро (в конце XVI в.) их поменяли узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и разноцветная расцветка, сменившая в XVII в. прежний красноватый цвет с разделкой белоснежными швами “под кирпич” и с белокаменными деталями. Форма ярусной башни-столпа, составленной из восьмериков, доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые меж столпами приделы благодаря своим маленьким кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, “поднимающих” главу, также оказываются схожими на башни. Ежели в композиции размеров властвует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника. Поставленные “вперебежку” кокошники различных размеров, по-разному декорированные и в различных сочетаниях, обрамляют главные объемы и заносят ту же динамику движения ввысь, которой наделены все элементы архитектуры монумента. В согласовании с мемориальным нравом собора упор изготовлен на его внешнем убранстве, при этом стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. И действительно, снутри башни храма декорированы чрезвычайно сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная темной и красноватой красками по белоснежному фону (схожая же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные “кирпичные” арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных “под кирпич” и вроде бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто схожее можно созидать в внешнем белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о окончании строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в

Возможно Вас также заинтересует:

ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖÉННОГО ХРАМ ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖÉННОГО ХРАМ (храм Покрова Богородицы что на Рву), выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построен в 155561 гг. архитекторами Бармой и Постником. Принятое в народе название возникло после погребения под одним из приделов храма чтимого московского святого (1588). Возведён на месте деревянного Троицкого собора вблизи стен Московского Кремля. Создавался как обетный...

Церковь Троицы в “Никитинках” Церковь Троицы в “Никитинках”Дата сотворения: 1634 г. – 1651 г.Местопребывание: МоскваМатериал, техника: кирпич, белоснежный камень, полихромная керамикаПостроена в 1628-1651 гг. по заказу негоцианта Григория Никитникова на месте спаленной в 1626 г. церкви Никиты Страдальца “на Глинищах” (уцелевшая при пожаре местная икона “Никита Вояка с житием” 1579 г.была перенесена Г. Никитниковым...

ХРАМ, ХРАМ, культовое архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Обязательный признак храма – наличие святилища, в котором находится алтарь (у христиан), ступа (у буддистов), михраб (у мусульман) и т. п., а также особых мест для священнослужителей. Храмами являются языческие святилища (храм Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах и...

Стр: 1 2

Поделись своим мнением

Отправь комментарий

Подписаться на комментарии без отправки сообщения

© 2010 Creative Cube. Все права защищены.

По всем вопросам обращайтесь по адресу info@creativecube.ru