Народное творчество

Радуга на скорлупе

Радуга на скорлупеПервыми через скорлупу зимней оболочки, сковавшей многоцветье карпатской природы, проклюнулись подснежники. Растянули свои светлые головки над пожухлой прошлогодней травкой, но, увидев, что все еще кругом дремлет, поскорее стряхнули с себя радостный наряд. Но уже был услышан вокруг этот беззвучный вешний будильник. Забродили соки земли, и вот оголила лохматые кисточки верба, а на южном склоне, укрытом от ветра бамбуковой рощей, потянулись к солнцу одуванчики, изогнула шейку и запахнулась желтоватым шарфом заповидь, проснулись медуница, нарциссы, левкои.Из окон хаты Анны Бобяк в какую сторону ни взгляни — вешние краски разбросаны щедрыми мазками.Нужно спешить, пока лето не успело притушить этот пожар. Исподволь отбирала хозяйка в крайние деньки из-под собственных наилучших несушек самые белоснежные и большие яичка, наколола и положила в металлическую баночку кусочки темного пчелиного воска, избранного в осеннюю пору из ульев, привела в порядок «кыстки» — особые пи сальца, либо писачки, для росписи яиц. Все готово в доме Анны к тому, чтоб вспыхнувшие краски весны перенести на сферическую поверхность яичка.В глубочайшую даль веков уводит этот обычай к языческим капищам старых славян. И каждую весну тут, в гуцульском селе Лохмач, признанном центре писанкарства, вновь расцветает это народное искусство. Меж иным, посреди экспонатов наикрупнейшей в нашей стране выставки произведений современного народного искусства и художественных ремесел, которая проводилась в Москве, в новеньком Дворце искусств, отыскали свое место и гуцульские писанки — калоритные миниатюры на скорлупе куриного яичка.Она села за столик, впереди себя поставила тарелку с яичками. Дмитрий Васильевич принес из кухни чугунок с тлеющими углями, чтоб баночка с воском была во время работы жаркой. Все знают то, что в баночке лежало 5 либо 6 «кысток», крохотных воронок, скатанных из медной фольги и заполненных водянистым от тепла воском.Расписывание яиц — обряд торжественный, а поэтому Дмитрий Васильевич, супруг Анны Бобяк, поманил меня утром в комнату, убранную наряженными рушниками, открыл стоящий у стенки родовой сундук, в каком хранятся семейные реликвии расшитые бисером кафтаны, древние занавески и накидки, прекрасный гуцульский топорик XIX века с чеканным медным узором — и достал для супруги вышитую белоснежную блузку и наряженную юбку. Облачившись в выходную национальную одежку, Анна стала еще привлекательнее.Анна взяла левой рукою яичко, а правой — древесную ручку — писальце, легонько поводила им по ладошки, оставляя на ней узкий мрачно карий след. Несколько мгновений мастерица обдумывала будущий набросок и вот уверенно провела по «меридиану» яичка прямую линию, потом, повернув его в руке, довела ее по иной стороне, замкнув тем овал. Рядом прочертила новейшую линию параллельно первой, потом, в неком отдалении, к тому же еще. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что анна меняет «кыстку» с загустевшим воском на жаркую, и под ее рукою появляются ромбики, треугольники, олени — любимый сюжет в Лохмаче.Чрезвычайно своеобразна и техника писанкарства. Узор, который нанесла расплавленным воском Анна,— это еще лишь контуры рисунка, которые со хранятся благодаря восковым линиям в первозданной белизне, когда яичко опустят в ванночку с желтоватой краской.Потом она берет другое яичко и полосы наносит уже волнистые на маленькой площади неистощимая фантазия гуцульских хранительниц старого искусства рождает такое количество вариантов рисунка, орнамента и росписи, что посреди тыщ писанок фактически нереально отыскать две однообразные.И вот яичка стали желтоватыми. Вновь узкий конус из медной фольги плавненько движется по окружности, оставляя за собой след из растопленного воска. Последующая ванночка — с оранжевой краской. Как бы это было не странно, но вторично нанесенные восковые полосы сохранят уже желтоватый цвет. А яичко еще ожидают новейшие восковые узоры и новейшие ванночки с красноватой, малиновой, коричневой, темной красками.Чтоб набросок заблестел глянцем, а краски лучше сохранились, яичко покрывают узким слоем тусклого лака. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что желток с возрастом перевоплотится в сухой комочек и будет постукивать как в погремушке, а разукрашенная оболочка может храниться веками, не теряя привлекательности. Некие делают иглой малюсенькое отверстие в скорлупе еще свежайшего раскрашенного яичка и шприцем вытягивают содержимое. В музее в эту дырочку закачивают воск, чтоб ценный экспонат не был хрупким. В коллекциях сохранились писанки с прошедшего века и краски их не пожухли. Ежели на данный момент писанкарки пользуются анилиновыми красителями, то ранее их брали в природе. Ласковый желтоватый цвет давали лепестки заповиди, либо, как ее еще именуют, косицы. Золотистый — шелуха луковки, коричневатый — гречневая полова. Употребляли для изготовления красок кору деревьев, полевой хвощ и остальные растения.Анна держит темное яичко над углями, а потом мягенькой тряпицей стирает с него оплывший воск. Захватывающий момент — яичко зажигается десятком радуг

Возможно Вас также заинтересует:

История пасхальных яиц История пасхальных яицПасха. Красивый православный праздничек, отмечаемый каждый год. В этом году праздничек будет отмечаться в конце апреля в воскресенье.Обычно пекутся маленькие сладкие хлебцы, именуемые соответственно праздничку – пасхами и красятся яичка. А потом все это верующие несут в церковь и начинают светить.Снова же обычно набирают святую воду и потом...

Несколько методов расцветки яиц на Пасху Несколько методов расцветки яиц на ПасхуСкоро весь православный люд будет отмечать Христианский праздничек – Рождество Христово. К этому величавому деньку люди готовятся со всей душой: выпекают куличи и красят яичка. В наше время в главном все пользуются покупной краской для яиц. Было бы плохо, если бы мы не отметили то,...

Откуда пришел обычай росписи пасхальных яиц Откуда пришел обычай росписи пасхальных яицЯичко – конструкция, которую сделал Бог.Старая славянская легенда ведает о том, что кое-где глубоко в подземелье прикован злой бес, который желает убить людей и вселенную.Пока мы не прекратим разрисовывать яичка, безжалостное чудовище не сумеет нарушить наш покой. Откуда пришел к нам обычай расписывать пасхальные яичка,...

Стр: 1 2

Поделись своим мнением

Отправь комментарий

Подписаться на комментарии без отправки сообщения

© 2010 Creative Cube. Все права защищены.

По всем вопросам обращайтесь по адресу info@creativecube.ru