Народное творчество

Ушко дутара

Ушко дутараДутар я знаю издавна, много раз лицезрел его в руках хафизов и бакши, народных певцов, но инструмент, висевший в витрине Душанбинского ЦУМа, попался мне на глаза в первый раз. Дутары, обычно, не имеют никакой отделки, их даже не красят, обычным топориком — тешой срабатывают его мастера. А этот был роскошно отделан, декорирован, выкрашен в темно-коричневый цвет. Несомненно, стоит упомянуть то, что сделали его на душанбинской фабрике «Армугон». Что фабрика выпускает дойры, рубобы, домбры, я знал, но дутаров в продаже не встречал…В Средней Азии дутар — один из часто встречающихся и возлюбленных народных инструментов. К огорчению, письменных источников, сообщающих о нем, практически не существует. Ни в «Большом трактате по музыке» Аль-Фараби, ни в «Книге знания» Авиценны, посвященной теории музыки, о нем ничего не говорится. Не отыскал я сообщений о этом инструменте и в наиболее поздних изданиях. Те сведения, которые мне удалось собрать, относятся в главном к области фольклора. «Хочешь знать правду — слушай легенды», — молвят на Востоке.Согласно преданию 1-ый дутар смастерил известный охотник и музыкант бобо Камбар, дедушка Камбар, — выдолбил полностью из кусочка тутового дерева, а струны сделал из крученых шелковых нитей. Молвят, бобо Камбар владел исключительным музыкальным слухом и, изготовляя свои инструменты, повсевременно их улучшал. В один прекрасный момент он сделал из тута три схожих дутара и заиграл на их, попеременно пробуя звук. К его удивлению, они все зазвучали по-разному. Один испустил легкий шелестящий звук, вроде бы вобрав в себя шорохи листвы и травок. Иной как будто воспроизводил горное эхо. 3-ий как будто передавал нежную, журчащую мелодию водяных струй. И даже не надо и говорить о том, что задумался бобо Камбар: в чем секрет? И здесь ему припомнилось, что деревья он срубил в различных местах: одно — в саду, другое — в горах, третье — на берегу реки. «Каждое дерево вбирает в себя природные звуки той среды, которая его окружает», — решил бобо Камбар. Больше всего ему приглянулся тембр дутара, который он сделал из дерева, выросшего у реки. На этом месте посадил Камбар дерево тута, завещав срубить его через 100 лет.Прошло ровно 100 лет, и правнук мастера, потомственный музыкант, срубил это дерево и выдолбил из него красивый дутар. В благодарность за таковой подарок правнук отправился на могилу известного прадеда и исполнил там свою песню «Камбаркан», что означает «Гимн Камбару». Он всю ночь просидел у надгробия бобо Камбара, исполняя похвальные песни, и под утро так утомился, что задремал и уронил на землю дутар. С утра правнук поднялся на ноги, сунул инструмент в чехол и пустился в странствие. Уже далековато от того места он увидел, что растерял кое-где колок — ушко дутара. Когда через много лет скитаний правнук вновь посетил могилу собственного прадеда, он увидел развесистое тутовое дерево у его надгробия. «Кто и когда посадил тут это дерево?» — опешил потомок Камбара. И вдруг вспомянул, что когда-то уронил тут дутар и отломил ушко. Упав на землю, оно проросло и вновь перевоплотился в тутовое дерево. С того времени каждый, кто желает стать музыкантом, приходит на могилу мастера, садится под деревом, нареченным «Ушко дутара»;, и играет не переставая с вечера и до утра.Музыкальный цех фабрики, занимающий маленькое двухэтажное здание, похож на неиндивидуальную столярную мастерскую: на полках, дощатых настилах всюду расположены инструменты — готовые и полуфабрикаты. Вот на стенке висит связка только-только сделанных домбр. Они еще без крышек, белоснежные, ребристые, похожие на большие суповые ложки. Рядом на полу лежит груда древесных заготовок для их. В цехе стоит устойчивый специфичный запах, какой бывает обычно там, где обрабатывают, красят и лакируют древесные изделия.Желание выяснить, как на данный момент делают дутары, привело меня на фабрику «Армугон».О бобо Камбаре я сказал непопросту. Считается, что вся дутарная таджикская музыка ведет свое начало с «Камбаркана». Самого бобо Камбара почитали в Средней Азии как покровителя певцов и музыкантов. Мастера, изготовляющие инструменты, считали его патроном цеха музыкальных мастеров.Подхожу к мастеру, который делает дутары. Несомненно, стоит упомянуть то, что зовут его Шамс Умаралиев. Работает на фабрике без малого 20 лет, а начинал, как и все, с ученика.— Почему вы избрали конкретно эту специальность? — спросил я Умаралиева.— Изготавливают его так, — гласит Шамс. — Берут древесный брус и распиливают на заготовки. День их вымачивают в воде, чтоб не было трещинок, и сушат один денек в электронной духовке. Клепки гнут в влажном виде, а потом просушивают. Собрав резонатор на древесной колодке, приделывают к нему гриф, приклеивают отлично просушенную сосновую деку. Собрав инструмент, его красят, зачищают шкуркой и три раза покрывают лаком. И уж позже, высушив дутар, приступают к надвязке ладов и натяжению струн.На данный момент дутары Шамса Умаралиева звучат в руках хафизов, с ними выступают на концертах артисты филармоний. Возникли они и в магазинах.Умаралиев достает из шкафа сувенирный дутар — он украшен черно-белой инкрустацией.— Так как мой отец и дед были музыкантами

Возможно Вас также заинтересует:

История флейты История флейтыФлейта – это расчудесный инструмент. Единственный из всех, который более точно может приблизиться к звуку людского голоса. Это совсем неподменный инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы. Время от времени это быстрые темы, время от времени мелодичные, размеренные.Флейта – это инструмент, который отлично звучит в ансамбле. Безрассудно красивы...

Шоу Apple Fotofilmusigner: в первый раз в Рф! 22 марта в Москве в первый раз пройдет неповторимое шоу для профессионалов творческих профессий Apple Fotofilmusigner. 22 марта в Москве в первый раз пройдет неповторимое шоу для профессионалов творческих профессий Apple Fotofilmusigner. Fotofilmusigner – это мировой шоу-тур, организуемый профессионалами Apple Inc. из Европы и остальных государств, который содержит в себе...

Audiopad: благодаря студентам MIT музыку сейчас можно пощупать Audiopad: благодаря студентам MIT музыку сейчас можно пощупатьУ музыкантов есть таковой обычный речевой оборот: “прочуять инструмент”. Прочуять, как он отреагирует на те либо другие движения музыканта, и, стало быть, какой звук выдаст. Кажется, кому-то пришло в голову, что “пощупать музыку” можно наиболее обычным методом.Разрешите представить: Audiopad. Разработка мультимедийной лаборатории Массачусетского...

Стр: 1 2

Поделись своим мнением

Отправь комментарий

Подписаться на комментарии без отправки сообщения

© 2010 Creative Cube. Все права защищены.

По всем вопросам обращайтесь по адресу info@creativecube.ru